Концерн Баварские мотостроительные заводы (Bayerische Motorenwerke) поя­вился в результате слияния двух фирм, которые с 1916 г. занимались производ­ством авиационных двигателей. Наряду с ними производились также стационар­ные моторы, предназначенные для самых разнообразных целей, а в 1923 г. BMW выпустил на рынок свое первое транспортное средство, мотоцикл R 23.

Продукция мюнхенской фирмы с точки зрения ее надежности и новизны завоевала высокую репутацию, и в конце 20-х годов фирма решила заняться производством автомобилей. В 1929 г. BMW вступил во владение разорившейся фирмой DIXI в Айзенахе и там выпустил изготовленную по лицензии модель «Ос­тин Севен» (Austin Seven) 3/15 PS. Гамма легковых автомобилей была быстро расширена за счет собственных конструкций, и в 1933 г. уже появился первый серийный шестицилиндровый двигатель.

С того времени BMW стал изготовителем компактных и эксклюзивных спортив­ных автомобилей. Родстер 328 был образцом спортивного автомобиля высокого стиля. Все автомобили изготовлялись в Айзенахе, а основное предприятие в Мюнхене сосредоточилось на производстве мотоциклов и авиационных двигате­лей.

Вторая мировая война принесла BMW катастрофические разрушения, а то, что не погибло под американскими бомбами, было пущено по ветру в качестве репарационного имущества. Автомобильный завод в Айзенахе попал в совет­скую зону оккупации и еще долго после 1945 г. на базе прежних конструкций там производились автомобили под названием EMW, причем вначале еще даже с оригинальным фирменным знаком BMW.

Лишь в 1948 г. BMW выпустил мотоцикл R24 довоенной конструкции. При этом в условиях секретности и во время войны продолжалась работа над новым легко­вым автомобилем, но лишь в 1951 г. концерн представил свою новую конструк­цию — BMW 501. Выпустив эти шести- и (позднее) восьмицилиндровые модели, которые совершенно не соответствовали истинным потребностям того времени, фирма в 1959 г. оказалась на грани краха и буквально «в миллиметре» прошла от слияния с Mercedes-Benz.

Малогабаритные автомобили Isetta и модель 700 в 50-е годы с трудом удержи­вали BMW на плаву, но с выпуском модели среднего класса BMW 1500 в 1962 г. началась эра триумфальной послевоенной истории предприятия. Более поздние модели, например, 2-й серии и первые 3-й серии, добились значительных успе­хов. В 1968 г. предприятие уже снова могло создать конструкцию лимузина клас­са «люкс».

До сих пор мы наблюдаем историю успеха бело-голубой марки. При этом наряду с тремя основными моделями 3-й. 5-й и 7-й серий BMW постоянно удавалось удо­влетворить почти любой вкус и любую потребность множеством, в основном спортивных, промежуточных моделей. При этом «стержень» фирмы образует 3-я серия.

Со своими филиалами в Южной Африке и Северной Америке, с многочисленными сборочными предприятиями и, главное, после покупки британской фирмы Rover BMW стал сегодня интернациональным концерном. BMW совместно с Rolls- Royce уже давно снова активно работает в области авиации.

Сегодня производственная программа BMW простирается от детских педальных автомобилей и велосипедов до двенадцатицилиндровых высокотехнологичных спортивных автомобилей и реактивных двигателей, а самое современное обору­дование для проведения исследовательских работ позволяет ожидать в будущем появления еще более удивительных конструкций.

Автомобили BMW. выпущенные в период с 1952 по 1998 г. и описанные в этой книге, в большинстве случаев размещены по сериям, а внутри каждой серии — в хронологическом порядке. При этом представлены также многочисленные вари­анты оснащения и двигателей. В сопроводительных текстах дана основная ин­формация, в них содержатся также дополнительные данные, например, о после­дующей модели или о вариантах кузова. Важнейшие и самые интересные авто­мобили представлены на фотографиях.